Литературные имена

перо_красн-1

"Хорошая книга - это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро"

"Братья и сестры"

добавка_100х100
bookawards_02
fjodor_abramov-r

Федор Александрович Абрамов не уставал повторять: социальные, экономические, экологические проблемы неотрывны от духовных, нравственных. Достоинством его прозы является и самобытное «абрамовское» слово, негодующее и врачующее, радующее и окрыляющее, то многоцветное и мудрое слово, которым особенно богат русский язык да ещё в его народном, северном звучании. Сам Абрамов постоянно восторгался народной речью северян. Он утверждал: «язык народа – это его ум и мудрость, его этика и философия, его история и поэзия».
Своим лучшим произведением Абрамов считал «Чистую книгу», материал к которой он собирал 25 лет, с конца 1950-х годов. Поначалу был задуман роман о гражданской войне на Пинеге, затем замысел разросся, возник план эпопеи в трех или четырех книгах, охватывающих события в России за четверть века: от революции 1905 года до репрессий 1930-х годов. В книге должны были предстать все социальные слои русского общества: крестьяне (богатые и бедные), купцы, лесоторговцы, промышленники, революционеры всех мастей, народническая интеллигенция, духовенство. Люди разных убеждений и верований, разных устремлений. Одних увлекала революция, других – путь обогащения, а кто-то искал праведной, чистой жизни. К сожалению, роман остался незавершенным. Но остались в писательском архиве тысячи заметок, набросков и размышлений, которые дают представление о масштабе задуманной трилогии. В 2000 году книга стараниями вдовы была издана.
Работу над крупными произведениями Абрамов сочетал с написанием небольших рассказов и повестей. Причем благодаря неоднократному обращению к текстам, этот процесс порой растягивался надолго: «Мамониха» (1972–1980), «Трава-мурава» (1955–1980), «Самая счастливая» (1939–1980). Параллельно Абрамов был занят публицистикой, выступал на телевидении и радио.
В 1969 году был создан рассказ "Старухи". Он обошел почти все редакции, вызывал всеобщее восхищение, но увидел свет только через восемнадцать лет – в 1987 году. Это один из лучших рассказов, которым очень дорожил сам писатель. Рассказ вмещает огромные пласты нашей истории, наши беды, муки, ошибки, трагедии и нерешенные, трудные вопросы, по сей день требующие ответа. Главный из них – как восстановить справедливость, как искупить вину перед поколениями русских людей, особливо русских женщин-крестьянок, которые не годами – десятилетиями работали на износ, "рвали из себя жилы – в колхозе, в лесу, на сплаве", почти ничего не получая за свой каторжный труд. Доля-трагедия русских крестьянок встает в рассказе вровень с трагедией тех, кто испил муки репрессий и лагерей.
Публицистика, рассказы и повести не уступают романам. В них также не только плач и скорбь о России, но и неустанные поиски путей возрождения страны, истины, выявление здоровых сил русской нации.
Абрамов продолжал ту линию русской литературы, которая шла от Чехова и Бунина: бесстрашно взглянуть на самих себя, не идеализировать народ, разобраться в сложности и крайностях русского характера. Писатель хорошо понимал, что в конечном счете судьбы страны и человечества зависят не только от политиков, но и от поведения, умонастроения, устремлений, идеалов, культуры и нравственности миллионов.
За романами Абрамова стоит целая эпоха нашей страны, нашей жизни, героев, в которых узнаешь своих родственников, братьев и сестер, которые никогда не жили в этой северной деревне, но их судьбы сродни, поскольку они объединены историей нашей Родины, нашей судьбы.

безимени-8

"Две зимы и три лета"

"Пути-перепутья"

"Дом"

"Безотцовщина"

"Поездка в прошлое"

"Деревянные кони"

"Пелагея" и "Алька"

подпись

"Абрамовское" слово

безимени-9
пейзаж-1