Литературные имена

перо_красн-1

"Хорошая книга - это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро"

"Братья и сестры"

добавка_100х100
bookawards_02
fjodor_abramov-r
безимени-8

"Две зимы и три лета"

"Пути-перепутья"

"Дом"

"Безотцовщина"

"Поездка в прошлое"

"Деревянные кони"

"Пелагея" и "Алька"

подпись

Повести

Первая повесть Федора Абрамова «Безотцовщина» появилась в самом начале 60­х годов, в период обостренного общественного внимания к вопросам формирования личности активного строителя коммунистического общества. Повесть «Безотцовщина» своей серьезностью и деловитостью заметно выделялась в литературе тех лет, особенно на фоне шумных, бойко­сюжетных молодежных повестей.
Абрамов, решая проблему воспитания, избирает, казалось бы, очень обыденные и в то же время трудные жизненные коллизии. Он обращается к истокам характера, к началу пути формирования человека. Главный герой ­ деревенский подросток Володька, который рос без отца. Деревенская среда, коллектив не могли оказать на мальчика благотворного влияния, потому что люди не проявляли к нему большого участия. Юная душа, чутко улавливая несовершенство этого коллектива, хитрость, лень, изворотливость, недобросовестность этих людей сама формируется по этому образцу. Но в то же время она тянется к идеалу, жаждет красоты, справедливости, тоскует по истинной человечности, по совершенным людям. Счастье, если такие люди окажутся рядом, если они встретятся у начала дороги.
Именно таким человеком и оказался коммунист Кузьма Антипин, приехавший работать в колхоз по партийной мобилизации. Кузьма воспитывает Володьку правдой, верой в него, требовательностью, уважения в нем человеческого, прямотой и мужеством. Удача писателя заключается, прежде всего, в ярком художественном изображении того, как настоящего человека творит Человек.
Намеченный в начале повести конфликт молодого героя со своими однодеревенцами, не считающимися с его достоинством, в конце повествования обретает сильнейший драматический накал. Главным в повести является то, что честный труженик заронил в ребячью душу семена благодатнейшие. Но это посев легко погубить, подорвав с таким трудом обретенную веру в людей, веру в справедливость.
Повесть «Безотцовщина» (1961) – проблема воспитания через истоки характера деревенского подростка. Образ Володьки, стремление подростка к идеалу, красоте, справедливости, истиной человечности. Кузьма как настоящий человек, который творит в подростке Человека. Лаконизм, простота и безыскусственность повести. Деревенская реальность и близкий художнику северный сельский мир.

«Безотцовщина»

Повести Абрамова – дума о человеке, о его внутренней природе, духе, душевном бытии, в которых отражается не только его личная жизнь, но и Человек вообще, во всей его красоте, сложности, трагизме.

«Поездка в прошлое»

«Деревянные кони»

«Поездка в прошлое» — повесть в жанре «деревенской прозы».
Повесть была закончена в 1974 году. Ещё при жизни Фёдора Абрамова повесть побывала во многих журналах. Все высоко отзывались о повести, но не печатали. Впервые была опубликована в журнале «Новый мир» в мае 1989 года, уже после смерти писателя.
В повести затронуты сложнейшие политические, социально-исторические и философские проблемы: трагедия коллективизации и раскулачивания, противостояние фанатиков-революционеров и подлинных хранителей общечеловеческих ценностей, проблемы пьянства.
«Поездка в прошлое» Ф. Абрамова – живая боль о времени, когда внушалось: «Предай в пути родного брата… и зверствуй именем вождя».
Главное событие в повести «Поездка в прошлое» происходит в сознании прозревающего главного героя Кобылина Никифора Ивановича, который только сейчас начал задумываться о своей ошибке. И тяжесть переживаний о совершенном стала невыносимой сердечной болью. Микша пытается вывернуть «наизнанку всю свою жизнь», чтобы оправдать слова соседки-старухи: «Скажи Никифору, что у отца нету зла на него. Не он виноват. Дядья его таким сделали».
Горькое похмелье, прозрение, осмысление и осознание погубленной и бесцельно прожитой жизни. Шаг за шагом ведет писатель своего героя через трудности, заблуждения и ошибки к нравственной зрелости.
Происходит неизбежное крушение, все становится на свои места: и кремневые головорезы-дядья, которых всегда сопровождал праздник с красными знаменами, и тихий, мягкий, мужественно защищавший крестьян отец, которого Микша предал, презирал и стыдился.
Писатель учит нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учит быть ''людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядит в глаза''.

134158

Важной вехой в творчестве Абрамова стала повесть "Деревянные кони" (1978), действие которой происходит в его родных местах – на русском Севере, в Пинежье. Картины деревенского быта, любовно нарисованные в повести, напоминают о «деревянном и берестяном царстве», в котором прошло детство будущего писателя. Главной героине, старухе Василисе Милентьевне, Абрамов придал черты своей матери.
Абрамов осмысливает жизнь своих героев как в военные и послевоенные годы, так и в конце 1970­х, когда в центре внимания писателей­«деревенщиков» оказалась не столько борьба крестьянина за выживание, сколько мироощущение человека, духовно связанного с природой. Природное трудолюбие, ум и нравственная сила крестьян, показанных в произведениях Абрамова, оказываются сильнее суровых внешних обстоятельств.

"Пелагея" и "Алька"

В повести «Пелагея» главной героиней является пекариха Пелагея, которая прожила тяжелую жизнь. Образ героини сложен. Основу этой натуры составляют такие бесценные качества, как великое трудолюбие, огромная дееспособность, крепость духа. Пелагея умела брать от жизни, оттесняя других, и в деревне ее недолюбливали. Уйдя из колхоза, устроившись на выгодную работу пекарихой в заречной пекарне, Пелагея «все свое хлебное воинство пустила на завоевание людей….». И завоевала: «Никто не мог устоять против ее хлеба – мягкого, душистого, вкусного…»Она старалась себе побольше урвать, сытую жизнь навсегда обеспечить. Для дочери, для мужа, для себя. Вот почему потеря семьи для Пелагеи – потеря смысла жизни, потеря смысла сосуществования. И, оставшись, одна, Пелагея попросту не смогла жить…
Сильнейшая черта героини – ее истовость в труде. Как она любила и умела хорошо, вдохновенно работать, всю душу вкладывая в дело! Алька вспоминает о матери, что она «только в те дни добрела и улыбалась (хоть и на ногах стоять не могла), когда хлеб удавался. Пекарня для Пелагеи – настоящая каторга, «жернов каменный на шее». Она вытягивает из нее все силы. И в тоже время Пелагея не может жить без этой адовой работы.
И еще одна особенность бытия героини, важная для понимания ее психологии: она всю жизнь прожила с человеком совершенно противоположного душевного склада. Павел – натура бескорыстная. Он все годы проработал в колхозе «за палочки» ­ «безотказно, как лошадь, как машина». Федор Абрамов в этой повести достигает особой глубины психологического анализа. Он обнажает глубокие пласты в душевной жизни человека, жителя современной деревни.
Судьба Пелагеи по-своему продолжается и в истории ее дочери. В суждениях об этом персонаже критики были более единодушны. Они сходились на его негативной эволюции, на том, что характер гораздо более мелкий, чем Пелагея, что дочь утратила многие ценнейшие черты, присущие ее матери… Алька не только дочь Пелагеи, это прежде всего дочь своего времени, натура, сформировавшаяся на определенном и весьма знаменательном этапе жизни советской деревни, когда и в сельский мир пришло довольство. Алька не знала бедности, не знала нужды. Мать и отец рвали жилы, чтобы хоть их доченька горя не знала. И выросшая в сытости Алька восприняла это как норму жизни. Вот почему ни дом, ни усадьба, ни тряпки, нажитые родителями с таким трудом, Альке оказались не нужными. Вот почему с такой безоглядной легкостью решилась она на бегство из дома, мечтая о жизни иной, заманчивой, красивой. Но какою должна была быть эта жизнь, Алька не знала. Вот здесь – то причина всех ее метаний и мучений, противоречивых решений и опрометчивых шагов. И конечно же страдающая, ищущая героиня, не принимающая приземленного существования, не может не вызвать читательского сочувствия.
Заключительный штрих повести – Алька полетела над миром, став стюардессой, ­ по сути, тоже акт отчаяния. Это – круги натуры беспокойной, ищущей, но не нашедшей своего назначения…
«Деревянные кони», «Пелагея», «Алька» (1969) – малая трилогия Абрамова о сложной эволюции крестьянских поколений, о человеке и времени, о вечных народных нравственных ценностях.

пелагея и алька_01
безотцовщина-3
лошади-1
пейзаж-1